Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
Реквизиты документаСодержаниеПримечание
10. КОНТРАКТ
Обеспечение исполнения контракта
Письмо Минэкономразвития России от 05.09.2016 N Д28и-2394Госзаказчик не меняет размер обеспечения, если контракт изменился из-за уменьшения лимитов
Если существенные условия контракта изменяются из-за уменьшения доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, размер обеспечения исполнения контракта уменьшать не нужно. Такую позицию высказало Минэкономразвития.
Вывод ведомство делает на основании положений Закона N 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта. Размер такого обеспечения нужно рассчитывать от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о закупке. Уменьшение доведенных до заказчика лимитов на эту цену не влияет.
Изменение существенных условий контракта допускается только в случаях, установленных в Законе N 44-ФЗ. Один из них - уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. В этой ситуации заказчик должен обеспечить согласование новых условий контракта с контрагентом.
 
Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2160Госзаказчик не вправе требовать у банка неустойку за счет средств банковской гарантии
Вывод Минэкономразвития применим, когда заказчик может потребовать неустойку, например, если исполнитель допустил просрочку. Ранее ведомство считало, что заказчик вправе требовать от банка выплатить неустойку в рамках суммы гарантии, если в гарантии не предусмотрено иное.
Новую позицию министерство обосновало так. Банковская гарантия обеспечивает исполнение основного обязательства, неустойка по контракту таковым не является. Поэтому ее нельзя взыскать с банка за счет средств банковской гарантии. Ведомство ссылается на положения ГК РФ о банковской гарантии, которые утратили свою силу. Вместе с тем, новым выводом Минэкономразвития можно руководствоваться, так как действующее законодательство содержит аналогичные по смыслу нормы.
Можно развить вывод ведомства: если контрагент допустит просрочку исполнения обязательств по контракту, не исполнит такие обязательства или исполнит их ненадлежащим образом, то заказчику не удастся на основании гарантии истребовать у банка неустойку за эти нарушения.
 
Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N ОГ-Д28-5337В документации можно не указывать конкретный срок действия банковской гарантии
В случае когда исполнение контракта обеспечивается банковской гарантией, Закон N 44-ФЗ не обязывает устанавливать в документации конкретный срок ее действия. Достаточно указать, что он должен превышать срок действия контакта не менее чем на месяц.
 
Письмо Минэкономразвития России от 25.07.2016 N Д28и-1868Контракт исполняется после окончания его срока - новая банковская гарантия не нужна
Минэкономразвития указало: если обязательства по госконтракту исполняются после завершения срока его действия, предоставлять новую банковскую гарантию не требуется. Этот вывод обоснован в том числе нормами ГК РФ.
Отметим, что в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ обеспечить исполнение контракта можно, внеся денежные средства на счет заказчика или предоставив банковскую гарантию. Срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на месяц.
 
Письмо Минэкономразвития России от 17.06.2016 N ОГ-Д28-8124Обеспечение госконтракта возвращается лишь указанному в нем поставщику
Перечислить оплату по контракту, а также вернуть обеспечение его исполнения можно только поставщику, подрядчику или исполнителю, чьи платежные реквизиты приведены в этом документе.
Вывод Минэкономразвития обоснован следующим. При санкционировании оплаты проверяется, соответствуют ли информация, размещенная в реестре контрактов, и сведения о принятом на учет бюджетном обязательстве условиям контракта. Полагаем, если в ходе проверки будет выявлено, что данные не совпадают, в оплате контракта или перечислении обеспечения будет отказано.
 
Письмо Минэкономразвития России от 18.05.2016 N Д28и-1404Заказчик сам устанавливает срок, в который нужно вернуть обеспечение исполнения контракта
По Закону N 44-ФЗ в контракте следует предусмотреть условие о сроках возврата средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. По мнению Минэкономразвития, это условие заказчик определяет и включает в контракт самостоятельно.
Из разъяснений ведомства можно сделать вывод, что заказчик также вправе установить в контракте порядок, в котором уменьшается обеспечение контракта, внесенное в виде денежных средств. Если необходимо уменьшить обеспечение контракта, предоставленное в виде банковской гарантии, следует получить новую гарантию.
 
Письмо Минэкономразвития России от 23.10.2015 № Д28и-3142Поскольку заказчик на основании постановления № 199 не установил требование обеспечения исполнения контракта, то применение антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Закона № 44-ФЗ в данном случае не представляется возможным.
Если условиями проекта контракта авансовый платеж установлен в размере 100% от цены контракта, размер обеспечения контракта устанавливается равным цене контракта.
 
Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2864Способ обеспечения исполнения контракта может быть изменен только при условии уменьшения размера обеспечения исполнения контракта на размер выполненных обязательств. 
Письмо Минфина России от 24.09.2015 № 05-07-05/54791С целью урегулирования обязательств по банковской гарантии, с учетом условий ее предоставления, юридическое лицо вправе обратиться к ликвидатору (конкурсному управляющему) кредитной организации. 
Письмо Минэкономразвития России от 23.10.2015 № Д28и-3145Обеспечение исполнения контракта предоставляется на весь период исполнения контракта.
Срок действия обеспечения исполнения контракта может быть два и более месяцев после ввода объекта в эксплуатацию.
Положениями Закона № 44-ФЗ не установлена обязанность для подрядчика по предоставлению обеспечения исполнения контракта в период, когда срок исполнения обязательств по контракту истек, но подрядчиком не исполнены обязательства по контракту в полном объеме.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. 
Расчет предоставляемого обеспечения исполнения контракта следует осуществлять от суммы неисполненных обязательств пропорционально (поставщик исполнил контракт на 10%, следовательно, размер предоставляемого обеспечения следует уменьшать на 10% относительно обеспечения исполнения контракта, предоставляемого исполнителем при его заключении).
При этом объем выполненных работ должен быть документально подтвержден.
Основными обязательствами по контракту являются обязательства (в том числе ввод объекта в эксплуатацию, строительно-монтажные работы, предоставление документации с заключением государственной экспертизы), указанные заказчиком в извещении об осуществлении закупки или приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, заявке, окончательном предложении участника закупки, с которым заключается контракт.
 
Письмо Минэкономразвития России от 29.09.2014 № Д28и-1851Замена способа обеспечения исполнения контракта возможна только одновременно с уменьшением размера такого обеспечения пропорционально объему исполненных обязательств. При этом реализация данной нормы Закона № 44-ФЗ не представляется возможной без поэтапного документального оформления объема исполненных обязательств. 
Совместное письмо Минфина России № 02-02-04/67438 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014Суммы удержанного обеспечения в случае неисполнения поставщиком обязательств по возврату аванса учитываются с учетом следующих положений бюджетного законодательства:
1. В случае, когда заказчиком по контракту является бюджетное или автономное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на соответствующий счет, на котором учитываются операции со средствами учреждения (предприятия), с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту, и подлежат использованию учреждением (предприятием) для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, учитываются на соответствующем лицевом счете учреждения (предприятия) как восстановление кассового расхода.
В случае, если оплата обязательств по контракту осуществлялась бюджетным или автономным учреждением с того же лицевого счета, на котором учитывались денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, удержание обеспечения исполнения контракта проводится учреждением как некассовая операция.
1.1. Суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, если источником финансового обеспечения по контракту являлись средства от платных услуг или субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, учитываются на лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения и отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, как суммы дебиторской задолженности прошлых лет, возникшие в связи с нарушением обязательств, связанных с исполнением контракта по коду статьи 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" классификации операций сектора государственного управления.
Если источником финансового обеспечения по контракту являлись субсидии, предоставленные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 или статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), то суммы удержанного обеспечения учитываются без права расходования на соответствующем лицевом счете бюджетного (автономного) учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия до предоставления учреждением, предприятием Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению. При этом в графах 6 - 8 Сведений указывается информация о поступивших суммах удержанного обеспечения, а в графе 9 - планируемые расходы за счет указанных поступлений.
2. Если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению в доход бюджета публично-правового образования, для обеспечения нужд которого заключен государственный (муниципальный) контракт. Указанные поступления отражаются по КБК 000 1 13 02000 00 0000 130 "Доходы от компенсации затрат государства".
Если суммы удержанного обеспечения поступили в течение финансового года, в котором осуществлялась оплата обязательств по контракту, при внесении изменений в закон (решение) о бюджете главному распорядителю бюджетных средств в пределах указанных поступлений на сумму, не превышающую размера суммы удержанного аванса, могут быть увеличены в установленном порядке бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг для последующего доведения лимитов бюджетных обязательств получателю бюджетных средств - государственному (муниципальному) заказчику.
2.1. Если суммы удержанного обеспечения поступили после завершения финансового года, в котором осуществлялась выплата аванса по контракту, главному распорядителю бюджетных средств могут быть увеличены бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую размера обязательств, подлежавших исполнению в отчетном финансовом году, но не более суммы удержанного аванса, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, если при исполнении бюджета в соответствии с бюджетным законодательством предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
3. Если источником финансового обеспечения расходов получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на оплату контракта являлись средства целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), то отражение в учете сумм удержанного обеспечения осуществляется в следующем порядке.
Суммы удержанного обеспечения, поступившие в течение того же финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта, учитываются в соответствии с положениями пункта 1 настоящего письма в случае, если заказчиком по контракту является бюджетное (автономное) учреждение, унитарное предприятие, или, в соответствии с пунктом 2 настоящего письма, в случае, если заказчиком по контракту является получатель средств бюджета.
3.1. Суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, в котором предоставлялись целевые межбюджетные трансферты, являющиеся источником финансового обеспечения исполнения контракта, заключенного государственным (муниципальным) заказчиком - получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), подлежат возврату в доход бюджета, из которого были предоставлены целевые межбюджетные трансферты с указанием КБК 000 2 18 00000 00 0000 151 "Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет".
На основании решения главного администратора доходов федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) от возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов о наличии потребности в направлении указанных остатков на те же цели, осуществляется их возврат в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) с указанием КБК 000 2 19 00000 00 0000 000 "Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет".
Бюджетные ассигнования главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на закупку товаров, работ, услуг подлежат увеличению на основании статьи 232 Бюджетного кодекса путем внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись либо при внесении изменений в закон (решение) о бюджете с учетом положений пункта 3 статьи 79.1 указанного Кодекса:
для доведения лимитов бюджетных обязательств соответствующим получателям бюджетных средств - государственным (муниципальным) заказчикам в соответствии с пунктом 2.1 настоящего письма;
для использования заказчиком - бюджетным (автономным) учреждением в соответствии с абзацем первым пункта 1.1 настоящего письма;
для использования заказчиком - бюджетным (автономным) учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием в соответствии с абзацем вторым пункта 1.1 настоящего письма.
Если контракт был заключен бюджетным (автономным) учреждением за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения по предоставлению которой являлись средства целевых межбюджетных трансфертов, то суммы удержанного обеспечения учитываются в соответствии с пунктом 1.1 настоящего письма.
 
Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2865В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Расчет предоставляемого обеспечения исполнения контракта следует осуществлять от суммы неисполненных обязательств пропорционально (поставщик исполнил контракт на 10%, следовательно, размер предоставляемого обеспечения следует уменьшать на 10% относительно обеспечения исполнения контракта, предоставляемого исполнителем при его заключении).
Если контрактом не предусмотрено, что денежные средства, предоставленные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются поставщику после окончания срока гарантийных обязательств, заказчик обязан вернуть указанные денежные средства после исполнения основного обязательства поставщика.
 
Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889 (п. 12, 13)Подписание контракта заказчиком до подтверждения факта поступления денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, не допускается. 
Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889 (п. 14)По результатам банковской гарантии не требуется составление специального документа. Результатом является либо признание ее как документа, обеспечивающего исполнение контракта, либо признание такой банковской гарантии не соответствующей требованиям документации о закупке и, как следствие, незаключение контракта с поставщиком и признание его уклонившимся от заключения контракта. 
Письмо Минфина России от 02.07.2014 № 02-02-07/32132Закон № 44-ФЗ устанавливает нормы об обеспечении исключительно основного обязательства по контракту. В этой связи заказчик не вправе отказать в заключении контракта при отсутствии обеспечения гарантийных обязательств. 
Документация о закупке может включать требование о предоставлении гарантии качества и ее обеспечении. При этом заказчик вправе определить способ обеспечения обязательств в соответствии с главой 23 ГК РФ. В случае если таким способом является предоставление банковской гарантии, поставщик вправе предоставить банковскую гарантию, обеспечивающую как основное, так и гарантийное обязательство.
Такая гарантия в части основного обязательства должны соответствовать требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Требования гарантии в части гарантийных обязательств могут быть определены заказчиком в документации о закупке, проекте контракта. 
 
Письмо Минфина России от 24.12.2014 № 02-02-07/66867Положениями пункта 4 Правил определения размера штрафа и размера пени (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063) не регламентируются условия применения штрафа в зависимости от объема неисполненных обязательств и не устанавливаются ограничения по применению ответственности, учитывающие принципы соразмерности при применении неустойки.
В настоящее время Минфином России по согласованию с Минэкономразвития России, ФАС России рассматривается вопрос о подготовке поправок в указанные нормативные акты в целях уточнения порядка применения условий о неустойке.
До внесения изменений предлагается руководствоваться следующим.
1. Рассматривая вопрос о размере неисполненного обязательства, предлагается исходить из того, что договор не является единым обязательством и в рамках договора возникает несколько обязательств из единого юридического факта (пункт 2 статьи 307 Гражданского кодекса). 
Таким образом, включая в контракт условия об ответственности контрагента за ненадлежащее исполнение (неисполнение) установленных обязательств, возможно разграничение применяемых мер по видам составляющих договор обязательственных правоотношений.
2. Учитывая, что частью 4 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ применение неустойки определяется обязанностью сторон контракта, в этой связи независимо от формы вины должника по обязательству, а также последствий ненадлежащего исполнения требование об уплате неустойки должно быть предъявлено заказчиком. Правила также не предусматривают возможность неприменения условий о неустойке.
 
Письмо Минфина России от 27.11.2014 № 02-02-04/60726Положениями пункта 4 Правил определения размера штрафа и размера пени (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063) не регламентируются условия применения штрафа в зависимости от объема неисполненных обязательств и не устанавливаются ограничения по применению ответственности, учитывающие принципы соразмерности при применении неустойки.
В настоящее время Минфином России по согласованию с Минэкономразвития России, ФАС России рассматривается вопрос о подготовке поправок в указанные нормативные акты в целях уточнения порядка применения условий о неустойке.
До внесения изменений предлагается руководствоваться следующим.
1. Размер установленной в соответствии с Правилами неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки.
2. Включая в контракт условия об ответственности контрагента за ненадлежащее исполнение (неисполнение) установленных обязательств, возможно разграничение применяемых мер по видам составляющих договор обязательственных правоотношений.
Если контрактом предусмотрены этапы исполнения обязательств, используемые в утвержденной Правилами № 1063 формуле показатели цены, объема исполненных обязательств, сроков исполнения обязательств рекомендуется определять по предусмотренным контрактом показателям этапа.
Таким образом, показатель "В", применяемый при расчете пени в соответствии с Правилами № 1063, может быть определен как объем платежей за товары, поставленные в установленный срок в рамках исполнения этапа. Если в ходе исполнения этапа в рамках установленного срока поставка не производилась, показатель "В" будет равен нулю. Для расчета показателя "ДК" - срок исполнения обязательств по контракту, применяемого при расчете пени в соответствии с Правилами № 1063, потребуется определить количество дней от начала соответствующего этапа исполнения контракта до предусмотренного контрактом дня его завершения.
 
Письмо Минэкономразвития России от 13.102014 № Д28и-2088 (п. 2)В соответствии со статьей 314 ГК РФ на основании исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю).
Установление срока предоставления обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должно осуществляться заказчиком с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом гарантийный срок не включается в срок действия обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, при которых условиями контракта на выполнение работ предусмотрены гарантийные обязательства подрядчика в отношении объекта, созданного в результате выполнения таких работ.
 

 

 

Разъяснения законодательства о контрактной системе

"С⁠пециалисты в сфере закупок - самое важное звено в контрактной системе"

© 2014-2018 Все права защищены.
Яндекс.Метрика